суббота, 21 октября 2017 г.

"Мастер-класс для бухгалтера от Ирины Маминой". Основная тема выпуска: "54-ФЗ – первые итоги реформы".

Уважаемые коллеги!

Новый деловой сезон осени 2017 года принес нам немало сюрпризов. Продолжаются споры вокруг кассовой реформы. Вопросов  по 54-ФЗ становится все больше и больше.

Мы увидели серьезные изменения в строительном законодательстве (218-ФЗ от 29.07.2017 г. – полный банковский контроль за счетом «специализированного застройщика» по «долёвке»; ограничения в способах финансирования по 214-ФЗ и другие не менее интересные вопросы). Есть новые вопросы по основным налогам – налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Консалтинг и аудит вновь попали под пристальное внимание государства.

Деятельность моих компаний, включая образовательную деятельность и коммерческие услуги, всегда была направлена на помощь нашим клиентам. Однако наше законодательство настолько быстро меняется, что отследить все изменения в ритме реального времени  большинству бухгалтеров сложно.
Поэтому я вместе с аналитической службой компании решили запустить новый проект – информационно-аналитическую рассылку«Мастер-класс для бухгалтера от Ирины Маминой».  В рассылке ежемесячно мы будем выбирать одну из актуальных проблем в учете, налогах и аудите. Мы также планируем выкладывать новости о текущих изменениях и надеемся на обратную связь – Что бы вам хотелось обсудить со мной? Обращаться с вопросами по проекту, высылать ваши пожелания можно сюда: info@auditpart.ru(для проекта «Мастер-класс для бухгалтера от Ирины Маминой»).

Первый пробный номер рассылки посвящен 54-ФЗ. Кроме того, в номере вы найдете несколько статей из Информационных отчетов аналитической службы компании. Подписаться на рассылку можно через сайт компании: здесь.
С пожеланием успехов,

Ирина Леонидовна Мамина
генеральный директор ООО «АКП Маминой»



I.   ТЕМА НОМЕРА: «54-ФЗ – первые итоги реформы».
Основные тезисы презентации И.Л. Маминой  и итоги конгресса 20.07.2017 г. в г. Москва «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ» (сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ). Аналитический материал от 1 августа 2017 года, дополнения в аналитику внесены 23 августа 2017 года.


                        1.      ККТ при безналичных электронных средствах платежа (ЭСП).Федеральный закон №290-ФЗ от 03.07.2016 г. существенно увеличил периметр применения новых онлайн - касс с 01.07.2017 г. Сравним 2 редакции федерального закона о применении ККТ.

Редакция 54-ФЗ до изменений от 03.07.2016 г. о случаях обязательного применения ККТ
Действующаяредакция 54-ФЗ, с учетом изменений от 03.07.2016 г.
Из ст. 2: «ККТ… применяется на территории РФ … организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт  в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг».Из ст. 1.2. п. 1 «Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Из ст. 1.1. закона об основных понятиях, используемых в Федеральном законе:
«расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей».

Термин «Электронные средства платежа» (далее – ЭСП) не определен Федеральным законом № 54-ФЗ.
В Федеральном законе 161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» ст. 3 п. 19 определяет, что «ЭСП – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».
ЦБ РФ в письме от 06.03.2012 № 08-17/950 разъяснял, что к ЭСП относятся системы дистанционного банковского обслуживания, в т.ч.:
·         системы «Клиент-банк»,
·         «Интернет-банкинг»,
·         «Мобильный банкинг»
с использованием которых клиенты кредитной организации могут передавать в кредитную организацию распоряжения о проведении операций по счетам в качестве электронного средства платежа.
Как исключение в п.9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ названы взаиморасчеты с использованием ЭСП между юридическими лицами и (или) ИП, по которым ККТ при безналичных расчетах не применяется.
Интересно, что ст. 1 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что законодательство РФ о применении ККТ состоит непосредственно из 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
Федеральный закон №161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» не относится к законодательству о применении ККТ, однако при отсутствии установления одного из важнейших терминов (понятий) законодательства о ККТ в самом законе МФ РФ обращается к 161-ФЗ как к отраслевому законодательству: Письмо МФ РФ от 28.04.2017 г. №03-01-15/26324, др.

При этом необходимо разграничить вопросы перспектив судебного оспаривания этой позиции чиновников и практического выполнения закона.

Получается, что в периметр применения новых онлайн - касс включаются расчеты с физическими лицами:
1) наличные;
2) платежными (банковскими) картами;
3) все иные безналичные электронные способы расчетов (не только у Интернет-магазинов, но и у любых организаций и ИП);
4) возвраты средств, полученных способами 1, 2, 3;

По мнению Минфина РФ, случаи оплаты физическим лицом собственноручно через отделение банка (внесение наличных и последующий перевод) также требуют применения онлайн - касс, т.к. получатель безналичных средств не может их разграничить от иных ЭСП.
Инспекторы разъясняют, что оплата физических лиц по сделкам организаций («за юридическое лицо») также относится к случаям, требующим использования онлайн - касс.
Официальных писем по двум последним названным вопросам пока нет, но такого рода комментарии чиновники озвучивают устно в ходе семинаров, встреч, консультаций.
Согласно ст. 4.3 п. 1 Федерального закона 54-ФЗ при безналичных ЭСП расчетах необходимо использование специальной (дополнительной) кассы исключительно для указанного вида расчетов.

Можно продолжить обозначение существующих проблем для ККТ-использования при ЭСП, это:
·         момент формирования кассового чека (в силу пп. 12 п. 6 Закона – «в момент расчета»);
·         дата, время и место (адрес) расчетов, которые необходимо указывать в кассовом чеке;
·         насколько возможна автоматизация;
·         гарантии безопасности работы такой автоматизированной системы ККТ при ЭСП;
Ввиду практической невозможности в настоящее время реализовать выполнения 54-ФЗ по применению ККТ при безналичных ЭСП МФ РФ разъяснил о переносе срока начала использования ККТ при ЭСП на период с 01.07.2018 г. (в случаях, если аналогичные требования отсутствовали по состоянию на дату вступления 290-ФЗ от 03.07.2016 г. Например, расчеты физическими лицами банковскими картами и ранее, и сейчас требуют от продавцов применения кассовых аппаратов: Письма Минфина РФ от 01.03.2017 г.  № 03-01-15/11627, № 03-01-15/11635).

Предложения:Актуален  вопрос экономической и иной целесообразности применения ККТ при безналичных ЭСП (за исключением расчетов платежными банковскими картами и расчетов в интернет-магазине), когда денежные средства зачисляются физическим лицом непосредственно на расчетный счет организации (ИП).

2.      Персональные данные в 54-ФЗ.
Законодательство о персональных данных (Федеральный закон №152-ФЗ от 27.07.2006 г.) относит к персональным данным: ФИО, адрес, телефон, электронный адрес, другие данные физического лица. Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершенных с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передача, …  и др. (ст. 3 закона №152-ФЗ).
Указанные действия требуют согласия от физических лиц, которое должно быть оформлено в письменном виде. Минкомсвязи РФ в своем письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснило, что  сведения в составе  кассового чека относятся к персональным данным и на них распространяется регулирование закона о персональных данных.
Кроме того, существует угроза признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных (ст.22 закона 152-ФЗ),что потребует от них  дополнительно: уведомления Роскомнадзора в установленной форме о намерении осуществлять обработку персональных данных до начала совершения действий по передаче кассовых чеков, включения в специальный реестр операторов и соблюдения иных обязанностей согласно гл. 4 закона №152-ФЗ, например, создания и публикации документа «политика в отношении персональных данных». За несоблюдение предусмотрены многочисленные административные штрафы – ст. 19.7, 13.11 КоАП РФ.
Пользователи ККТ не должны нарушать один закон, чтобы исполнить другой, а также не должны быть автоматически обременены дополнительными многочисленными обязанностями, установленными одним законом в целях соблюдения другого.

Налоговые органы, не оспаривая факт наличия персональных данных в кассовых чеках, их сбор, хранение, передачу, а также риски бизнеса за нарушение 152-ФЗ (до 75 тыс. руб. за нарушение законодательства о персональных данных), тем не менее,  предлагают пользователям касс по этому вопросу обращаться с письменными запросами к уполномоченному органу – Роскомнадзору и решать проблемы своими силами.

Предложения:Очевидно, что ФНС РФ и Роскомнадзор могут урегулировать проблему в рамках межведомственного взаимодействия, а в дальнейшем внести изменения в 54-ФЗ, исключающие требования законодательства о персональных данных при исполнении положений законодательства о ККТ.




II.   ПО СТРАНИЦАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТЧЁТОВ аналитической службы.

1.      Налоговые аспекты условий договоров с покупателями о перепредъявлении транспортных расходов.Возможны следующие условия договоров, обеспечивающие доставку Поставщиком товаров: Покупателю: 1.Включение стоимости доставки в цену товара. 2.Компенсация (возмещение) покупателем поставщику стоимости доставки. 3.Включение в договор агентского условия об организации доставки, при этом стоимость перевозки «перевыставляется» (предъявляется) Поставщиком Покупателю. 4.Оказание отдельной услуги (с привлечением сторонней транспортной организации).

Рассмотрим 3 вариант. Включение в договор Поставки «агентского» условия об организации доставки поставщиком от своего имени, но за счет Покупателя. При этом Поставщик действует как посредник, а стоимость перевозки «перевыставляется» (предъявляется) Поставщиком Покупателю («агентская схема»).
При включении в договор условия об организации поставщиком доставки товаров от своего имени, но за счет покупателя, фактически в договор поставки вносятся элементы посреднического договора.
Что касается суммы НДС со стоимости оказанных транспортных услуг, то покупатель будет иметь право принять ее к вычету при наличии правильно оформленного «агентского» счета-фактуры, перевыставленного поставщиком, после принятия оказанных услуг к учету и при условии их использования в облагаемых НДС операциях (пп.1  п.2  ст.171,  п.1  ст.172 НК РФ,  Письмо  Минфина России от 21.03.2013 № 03-07-09/8906).
Причем совсем не обязательно заключать два отдельных договора: поставки и посреднический (например, агентский) договор. В договоре поставки можно указать, что поставщик обязуется от своего имени, но за счет покупателя организовать доставку реализуемого товара, либо предусмотреть формулировку, что Покупатель (Принципал) поручает Поставщику (Агенту) совершить действия по организации перевозки от своего имени и за счет Покупателя (Принципала). Это будет смешанный договор с элементами поставки и агентирования.
Агентский договор изначально признается возмездным (ст.1006 ГК РФ). Следовательно, в договоре нужно указать сумму вознаграждения, которую покупатель (принципал) выплатит поставщику (агенту) за организацию доставки товара. В случае, если выделение вознаграждения нежелательно, советуем предусмотреть в договоре условие, что «указанная деятельность не требует дополнительного вознаграждения, так как является обязанностью продавца по договору поставки» или «вознаграждение по организации перевозки включено в цену товара».
Если по договору поставки, помимо поставки продукции, Поставщик обязуется оказать Покупателю услуги по организации доставки за счет покупателя силами привлеченной транспортной организации, то из сути договора, по нашему мнению, будет вытекать, что Поставщик организует выполнение работ по доставке третьими лицами от своего имени, но за счет Покупателя, что в соответствии со ст. 1005 ГК РФ является агентской функцией. Услуги по организации доставки – это именно агентская функция, ведь Поставщик организует доставку, т.е. совершает по поручению покупателя (данному ему договором поставки) юридические действия (заключение договора перевозки с ОАО «РДЖ» или автотранспортной организацией) от своего имени, но за счет Покупателя (т.к. перевыставляет последнему стоимость доставки).
Порядок перевыставления счетов-фактур Покупателю в соответствии с Постановлением Правительства №1137 данном случае должен выглядеть следующим образом:
Поставщик выставляет Покупателю счет-фактуру на отгруженный товар. Это обычная счет-фактура, в графе «Продавец» предприятие-поставщик указывает свое наименование.
Поставщик как агент организует перевозку продукции поставляемой Покупателю.
Непосредственный перевозчик (экспедитор) выставляет Поставщику (агенту) счет-фактуру на оказываемые услуги.
Поставщик самостоятельно составляет отдельные счета-фактуры на каждую из оказанных Исполнителями услуг (перевозка, предоставление подвижного состава), указывая в них в графе «Продавец» реквизиты реальных  исполнителей, и подписывает ее самостоятельно ответственными лицами со стороны Поставщика.
Поставщик должен представить покупателю заверенную копию счета-фактуры реального исполнителя услуги. Требование о хранении копий таких счетов-фактур у покупателя (принципала) установлено пп. "а" п. 15 раздела II приложения №3 Правил, утв. Постановлением №1137.
Сумма в предоставленных копиях счетов-фактур может не совпадать с суммой счета-фактуры Поставщика, так как исполнитель услуги может выставлять единый счет-фактуру на все произведенные для Поставщика работы за месяц (декаду), к Покупателю в нем относятся лишь некоторые строки.
Оформление Отчета по организации доставки.
Так как по организации доставки Поставщик является агентом, он обязан предоставить Покупателю отчет о проделанной работе. Для минимизации документооборота можно предусмотреть в договоре поставки условие, что отчетом агента является заверенная копия накладной или счета-фактуры реального исполнителя работ, либо «отчетом агента является экземпляр ж/д накладной, полученный покупателем».
При указанном оформлении («перевыставлении») Поставщиком, счетов-фактур, полученных в рамках договора  на оказание транспортных (транспортно-экспедиционных) услуг, у Поставщика не  возникает ни  начисления, ни  вычета налога на  добавленную стоимость, а лишь записи в журналах учета полученных и выставленных счетах-фактур, а Покупатель не  теряет  права на вычет «входного» НДС. Правомерность такого «перевыставления» подтверждается и контролирующими органами, например, в ПисьмеМинфина России от 21.03.2013 N 03-07-09/8906. Также будет обеспечена стыковка счетов-фактур в рамках камеральных налоговых проверок по программе АСК НДС-2.
Налоговые риски для Поставщика и Покупателя в этом случае нами не усматриваются, однако, налицо будет усложнение документооборота компании.
По материалам Информационного отчета № 22, 2016 г.
«Возмещение доставки: выберем безопасный вариант»


2.      Комментарии к Письму ФНС РФ от 20.09.2016 г. № СД-4-3/17657 «О направлении информации для использования в работе».

В письме ФНС России от 20 сентября 2016 №СД-4-3/17657 «О направлении информации для использования в работе» Федеральная налоговая служба: направила для руководства и использования в работе примеры отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций; довела эти сведения до налоговых органов и налогоплательщиков на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе "НДС 2016" подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков».
Указанные пояснения, по мнению инспекторов, помогут налогоплательщикам минимизировать ошибки при представлении налоговой декларации. В дальнейшем предполагается усилить контроль за корректностью указания кодов в целях стыковки операций по АСК НДС-2, в том числе на стадии отправки налоговой декларации. В пояснениях приведены примеры отражения записей о счетах-фактурах в книге покупок и книге продаж.
В Таблице представлены коды видов операций, которые сгруппированы по признаку использования в книге покупок и/или книге продаж.

№ п/п
Код вида операции (КВО)
Комментарий/ использование в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур
Коды видов операций, которые используются только в книге покупок
1
2
3

4
5
6
7
8
9
16
17
19

20
22
23
24
25
32
Получение продавцом товаров, возвращенных физ. лицами
Получение продавцом товаров, возвращенных неплательщиками НДС
Импорт из стран-государств Евразийского экономического союза, в журнале учета счетов-фактур используется
Импорт (кроме стран-государств Евразийского экономического союза), в журнале учета счетов-фактур используется
Операции по возврату авансовых платежей, операции в п.6 ст. 172
Приобретение услуг, оформленных бланками строгой отчетности
В случаях, предусмотренных абз. 2 п. 9 ст. 165и п. 10 ст. 171НК РФ
Суммы НДС, ранее восстановленные при ставке 0%, п. 7 ст. 172
Вычет «ввозного НДС» при выпуске на территории Особой экономической зоны  в Калининградской области
Коды видов операций, которые используются только в книге продаж
1
2
3
4
5
6
10
14
21
29
30
31
Передача товаров (работ, услуг), имущ. прав на безвозмезд. основе
Передача имущественных прав (пункты 14 статьи 155НК РФ)
Операции по восстановлению сумм налога, а также по ставке 0%
В журнале учета счетов-фактур используется
В журнале учета счетов-фактур используется
Уплата таможенного НДС при выпуске на территории ОсЭЗ в Калининградской области
Коды видов операций, которые используются как в книге покупок, так и в книге продаж
1
2
3
4
5
6
7

8
9
01
02
06
13
15
18
26

27
28
Основной КВО, в журнале учета счетов-фактур используется
Авансирование, в журнале учета счетов-фактур используется
Используется налоговым агентом
Используется при строительстве, в журнале учета сч-ф. используется
В журнале учета счетов-фактур используется
В журнале учета счетов-фактур используется
Используется в книге покупок и книге продаж ( суммарный с/ф по реализации неплательщикам НДС, вычеты по отгрузкам в счет авансов и при корректировке стоимости)
В журнале учета счетов-фактур используется
В журнале учета счетов-фактур используется

Кроме того, следует обратить особое внимание на коды видов операций, используемых в следующих случаях:

1.      Отгрузка (передача) товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав на безвозмездной основе – применяется код 10.Пример. ООО «Лютик» передает в адрес ОАО «Ромашка» на безвозмездной основе товары  118 тыс. руб., в том числе НДС -18 тыс.руб. Вышеуказанные операции с КВО 10 подлежат отражению  в  книге продаж у дарителя – ООО «Лютик». У ОАО «Ромашка»  никаких  записей в книге покупок не применяется.
2.      Выполнение подрядными организациями (застройщиками, заказчиками, выполняющими функции застройщика, техническими заказчиками) работ при осуществлении капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости или приобретение этих работ налогоплательщиками-инвесторами; передача указанными лицами (приобретение) объектов завершенного (незавершенного) капитального строительства, оборудования, материалов в рамках исполнения договоров по капитальному строительству (модернизации, реконструкции) –  применяется код 13.Пример. ООО «Лютик» выполняет подрядные  работы по капитальному строительству объекта недвижимости в адрес ОАО «Ромашка» и составляет счет-фактуру № 070201 от 02.07.2015 г. на общую сумму 554 837,57 руб., в т.ч. НДС - 84 636,24 руб. При указании в книге покупок ОАО «Ромашка» записи с КВО 13, в книге продаж отражается корреспондирующая запись с КВО 13 ООО «Лютик».
3.      Приобретение услуг, оформленных бланками строгой отчетности, в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171Кодекса (например, билеты) – код 23.Пример. ОАО «Ромашка» заявило к вычету НДС по приобретенным авиабилетам для сотрудников по проезду к месту служебной командировки и обратно.  ОАО «Ромашка» регистрирует в книге покупок авиабилет № 555 2123137369 от 14.07.2015 г. на общую сумму 2 163,10 рублей, в т.ч. НДС - 329,96 рублей с КВО 23.
4.      Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав – код 18.При этом в случае увеличения стоимости по корректировочному счет-фактуре применяется код 01. Пример. ОАО «Ромашка» реализовало в адрес ООО «Лютик» товар по счету-фактуре № ЛН0008239 от 22.06.2015 г. на общую сумму 1 200 000,00 руб., в т.ч. НДС - 183 050,84 руб. Через месяц ОАО «Ромашка» выставляет в адрес ООО «Лютик» корректировочный счет-фактуру № 8452 от 22.07.2015 г. к счету-фактуре № ЛН0008239 от 22.06.2015 г. на уменьшение стоимости продаж на сумму 787 501,06 руб., в т.ч. НДС - 120 127,28 руб. (разница между суммами исчисленного налога до и после уменьшения), и регистрирует в книге покупок с КВО 18. ООО «Лютик» при получении от ОАО «Ромашка» корректировочного счета-фактуры № 8452 от 22.07.2015 г. к счету-фактуре № ЛН0008239 от 22.06.2015 г. уменьшение стоимости продаж на сумму 787 501,06 руб., в т.ч. НДС - 120 127,28 руб., регистрирует его в книге продаж с КВО 18.

ФНС России еще раз отметила, что неправильное указание КВО ведет к возникновению противоречий или несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган контрагентом в системе АСК-НДС-2 и  потребует пояснений  со стороны  налогоплательщиков в ответ на запрос  налоговых органов.

По материалам Информационного отчета № 31, 2016 г.
«Подсказка от ФНС: коды видов операций по НДС»