четверг, 7 сентября 2017 г.

Комментарий эксперта. Ирина Мамина. «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ.«Дополнительные обязательные» реквизиты чека сверх Закона.»


54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ.

«Дополнительные обязательные» реквизиты чека сверх Закона.

Основные тезисы презентации И.Л.Маминой  и итоги конгресса 20.07.2017 г. в г.Москва «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ» (сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ).
 

Сравним нормы ст.4.7 п. 1 № 54-ФЗ, устанавливающие перечень обязательных реквизитов кассового чека, и аналогичные положения Приказа ФНС России и Минфина РФ от 21.03.2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ).
Дополнительными реквизитами чека по Приказу, не установленными ст. 4.7. п. 1  закона, в частности, являются:
·         - QR-код,
·         - имя, отчество и ИНН кассира (в законе – только фамилия),
·         - признак агента, комиссионера поверенного, а также данные поставщика при агентировании (наименование поставщика, его телефон) (в законе только платежные агенты и платежные субагенты),
·         - идентификация товара в качестве подакцизного,
·        - все признаки способа расчета (таблица 28 Приказа), все признаки предмета расчета (таблица 29 Приказа). В законе назван в качестве реквизита лишь признак расчета (без способа и предмета) в составе: приход, возврат полученных средств, возврат прихода, расход, возврат расхода (соответствует таблице 25 Приказа).

Ст. 4.7 п. 5 закона предоставлено право Правительству РФ устанавливать дополнительные обязательные реквизиты кассового чека или БСО в составе кода товарной номенклатуры, определяемого Правительством РФ.
Ст. 4.7 п. 7 закона установлено, что кассовый чек и БСО могут содержать иные реквизиты, не указанные в ст. 4.7. п.1 54-ФЗ, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
Указанные дополнительные реквизиты чека, включаемые в состав кассового чека с учетом сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты, установлены Приказом – это ter 1191-1192.
Каковы правовые статусы иных дополнительных реквизитов Приказа, не установленных 54-ФЗ?
Ст. 4.1 (п.4 абз. 12 и п. 5 абз. 6) закона установлено право уполномоченных органов:
- утверждать обязательные форматы (по сути формы, а не их реквизиты) фискальных документов;
- устанавливать дополнительные реквизиты следующих фискальных документов:
       отчет о регистрации;
отчет об изменении параметров регистрации;
отчет об открытии смены;
кассовый чек коррекции;
отчет о закрытии смены;
отчет о закрытии фискального накопителя;
отчет о текущем состоянии расчетов;
Указанный перечень является по закону закрытым.
Рассмотрим подробнее реквизит «Признак способа расчета» (ter 1214), формирование которого вызывает наибольшее количество вопросов.
По факту – это фиксация и предоставление в составе кассового чека состояния взаиморасчетов и процесса отгрузки с клиентом в режиме реального времени:
*   полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета,
*    частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета,
*     аванс,
*     полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета,
*     частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит,
*     передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит,
*     оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита).
Получается, например, при оптовой торговле в момент расчета кассир обязан располагать актуальными сведениями о состоянии дебиторской задолженности и о процессе отгрузок партий товаров в отношении каждого контрагента.
Формирование кассового  при «передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит» вообще не следует из закона, т.к. в этом случае отсутствуют расчеты. При этом исключительно расчеты являются основанием для использования ККТ – ст. 1.1. закона.
Еще один пример. При возврате товара покупателем без оплаты (без возврата денежных средств покупателю) также отсутствует расчет, поэтому требование о применении кассы в этом случае незаконно.
Кроме того, кассир в случае выполнения названных требований Приказа по содержанию всех дополнительных составляющих чека волшебным образом превращается дополнительно в IT-инженера + юриста + бухгалтера по расчетам с покупателями + главного бухгалтера +специалиста по налогам+ менеджера по отгрузкам+ финансового аналитика.
Насколько названный функционал онлайн супер-кассира адекватен должности? Очевидно, что этот вопрос не имеет ответа.
Кассовый чек угрожающе превращается в некий ультра квази-документ (аналог УПД) с элементами учетного (бухгалтерского) регистра. Эти тренды не соответствуют назначению кассового чека как расчетного (денежного) документа и сложно реализуются в отраслях, не относящихся к рознице: оптовая торговля, услуги, др.
Также вижу дополнительные сложности онлайн - кассового чека, связанные с «мгновенностью» документа (в силу отсутствия  времени на его оформление, как, например, 5 дней для счета-фактуры) и созданием его на уровне кассира.

Предложения:
Во избежание затруднений в практическом применении названных дополнительных обязательных реквизитов кассового чека, не установленных законодательством, необходимо привести их перечень в соответствии со ст. 4.7 закона.

Продолжение следует...
 
Приглашаем принять участие в конференции 27.09.2017 года (г. Екатеринбург): «54-ФЗ: практика применения контрольно-кассовой техники —
первые итоги реформы» (перейти по ссылке).