54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ.
«Дополнительные обязательные» реквизиты чека сверх Закона.
Сравним нормы ст.4.7 п. 1 № 54-ФЗ, устанавливающие
перечень обязательных реквизитов кассового чека, и аналогичные положения Приказа
ФНС России и Минфина РФ от 21.03.2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении
дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных
документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ).
Дополнительными реквизитами чека по Приказу, не установленными ст. 4.7. п. 1 закона, в частности, являются:
· - QR-код,
· - имя, отчество и ИНН кассира (в законе – только фамилия),
· - признак агента, комиссионера поверенного, а также данные поставщика при агентировании (наименование поставщика, его телефон) (в законе только платежные агенты и платежные субагенты),
· - идентификация товара в качестве подакцизного,
· - все признаки способа расчета (таблица 28 Приказа), все признаки предмета расчета (таблица 29 Приказа). В законе назван в качестве реквизита лишь признак расчета (без способа и предмета) в составе: приход, возврат полученных средств, возврат прихода, расход, возврат расхода (соответствует таблице 25 Приказа).
полная предварительная оплата до момента
передачи предмета расчета,
частичная предварительная оплата до момента
передачи предмета расчета,
аванс,
полная оплата, в том числе с учетом аванса
(предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета,
частичная оплата предмета расчета в момент его
передачи с последующей оплатой в кредит,
передача предмета расчета без его оплаты в
момент его передачи с последующей оплатой в кредит,
оплата предмета расчета после его передачи с
оплатой в кредит (оплата кредита).
Получается, например, при оптовой торговле в момент расчета кассир обязан
располагать актуальными сведениями о состоянии дебиторской задолженности
и о процессе отгрузок партий товаров в отношении каждого контрагента.
Формирование кассового при «передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит» вообще не следует из закона, т.к. в этом случае отсутствуют расчеты. При этом исключительно расчеты являются основанием для использования ККТ – ст. 1.1. закона.
Еще один пример. При возврате товара покупателем без оплаты (без возврата денежных средств покупателю) также отсутствует расчет, поэтому требование о применении кассы в этом случае незаконно.
Кроме того, кассир в случае выполнения названных требований Приказа по содержанию всех дополнительных составляющих чека волшебным образом превращается дополнительно в IT-инженера + юриста + бухгалтера по расчетам с покупателями + главного бухгалтера +специалиста по налогам+ менеджера по отгрузкам+ финансового аналитика.
Насколько названный функционал онлайн супер-кассира адекватен должности? Очевидно, что этот вопрос не имеет ответа.
Кассовый чек угрожающе превращается в некий ультра квази-документ (аналог УПД) с элементами учетного (бухгалтерского) регистра. Эти тренды не соответствуют назначению кассового чека как расчетного (денежного) документа и сложно реализуются в отраслях, не относящихся к рознице: оптовая торговля, услуги, др.
Также вижу дополнительные сложности онлайн - кассового чека, связанные с «мгновенностью» документа (в силу отсутствия времени на его оформление, как, например, 5 дней для счета-фактуры) и созданием его на уровне кассира.
«Дополнительные обязательные» реквизиты чека сверх Закона.
Основные тезисы презентации И.Л.Маминой и итоги конгресса 20.07.2017 г. в г.Москва «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ» (сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ).
Дополнительными реквизитами чека по Приказу, не установленными ст. 4.7. п. 1 закона, в частности, являются:
· - QR-код,
· - имя, отчество и ИНН кассира (в законе – только фамилия),
· - признак агента, комиссионера поверенного, а также данные поставщика при агентировании (наименование поставщика, его телефон) (в законе только платежные агенты и платежные субагенты),
· - идентификация товара в качестве подакцизного,
· - все признаки способа расчета (таблица 28 Приказа), все признаки предмета расчета (таблица 29 Приказа). В законе назван в качестве реквизита лишь признак расчета (без способа и предмета) в составе: приход, возврат полученных средств, возврат прихода, расход, возврат расхода (соответствует таблице 25 Приказа).
Ст. 4.7 п. 5 закона предоставлено право Правительству
РФ устанавливать дополнительные обязательные реквизиты кассового
чека или БСО в составе кода товарной номенклатуры, определяемого Правительством
РФ.
Ст. 4.7 п. 7 закона установлено, что кассовый чек и
БСО могут содержать иные реквизиты, не указанные в ст. 4.7. п.1 54-ФЗ, с
учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
Указанные дополнительные реквизиты чека, включаемые в
состав кассового чека с учетом сферы деятельности, в которой осуществляются
расчеты, установлены Приказом – это ter 1191-1192.
Каковы правовые статусы иных дополнительных
реквизитов Приказа, не установленных 54-ФЗ?
Ст. 4.1 (п.4 абз. 12 и п. 5 абз. 6) закона
установлено право уполномоченных органов:
- утверждать обязательные форматы (по сути формы,
а не их реквизиты) фискальных документов;
- устанавливать дополнительные реквизиты следующих
фискальных документов:
отчет о регистрации;
отчет об изменении параметров регистрации;
отчет об открытии смены;
кассовый чек коррекции;
отчет о закрытии смены;
отчет о закрытии фискального накопителя;
отчет о текущем состоянии расчетов;
Указанный перечень является по закону закрытым.
Рассмотрим подробнее реквизит «Признак способа
расчета» (ter 1214), формирование которого вызывает наибольшее количество
вопросов.
По факту – это фиксация и предоставление в составе
кассового чека состояния взаиморасчетов и процесса отгрузки с клиентом в режиме
реального времени:







Формирование кассового при «передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит» вообще не следует из закона, т.к. в этом случае отсутствуют расчеты. При этом исключительно расчеты являются основанием для использования ККТ – ст. 1.1. закона.
Еще один пример. При возврате товара покупателем без оплаты (без возврата денежных средств покупателю) также отсутствует расчет, поэтому требование о применении кассы в этом случае незаконно.
Кроме того, кассир в случае выполнения названных требований Приказа по содержанию всех дополнительных составляющих чека волшебным образом превращается дополнительно в IT-инженера + юриста + бухгалтера по расчетам с покупателями + главного бухгалтера +специалиста по налогам+ менеджера по отгрузкам+ финансового аналитика.
Насколько названный функционал онлайн супер-кассира адекватен должности? Очевидно, что этот вопрос не имеет ответа.
Кассовый чек угрожающе превращается в некий ультра квази-документ (аналог УПД) с элементами учетного (бухгалтерского) регистра. Эти тренды не соответствуют назначению кассового чека как расчетного (денежного) документа и сложно реализуются в отраслях, не относящихся к рознице: оптовая торговля, услуги, др.
Также вижу дополнительные сложности онлайн - кассового чека, связанные с «мгновенностью» документа (в силу отсутствия времени на его оформление, как, например, 5 дней для счета-фактуры) и созданием его на уровне кассира.
Предложения:
Во избежание
затруднений в практическом применении названных дополнительных обязательных
реквизитов кассового чека, не установленных законодательством, необходимо
привести их перечень в соответствии со ст. 4.7 закона.
Продолжение следует...
Приглашаем принять участие в конференции 27.09.2017 года (г. Екатеринбург): «54-ФЗ: практика применения контрольно-кассовой техники —
первые итоги реформы» (перейти по ссылке).
первые итоги реформы» (перейти по ссылке).
Комментариев нет:
Отправить комментарий