понедельник, 15 октября 2018 г.

Бухгалтерский аутсорсинг и 115-ФЗ

В последнее время Росфинмониторинг активно публикует разъяснения, адресованные «бухгалтерским аутсорсерам», например, информационное сообщение Росфинмониторинга от 26 января 2018 г. «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу», рекомендации Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 26.04.18 г.
Со ссылкой на ст. 7.1 закона 115-ФЗ Росфинмониторинг предлагает компаниям, оказывающим бухгалтерские или юридические услуги открыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, и выполнить иные требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, а именно:
1) разработать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
2) назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию внутреннего контроля с учетом квалификационных требований к нему, установленных Постановлением Правительства от 29 мая 2014 г. N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
3) осуществлять обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма согласно Приказу Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
4) до приема на обслуживание идентифицировать клиента по установленному перечню сведений и в дальнейшем обновлять и актуализировать эту информацию (статья 7, пункт 1, подпункт 1 ФЗ-115);
5) документально фиксировать информацию и, сохраняя ее конфиденциальный характер хранить не менее 5 лет;
6) в отношении сделок, по которым имеются основания полагать, что они могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов: запутанные, необычные, не имеющие очевидного экономического смысла, не соответствующие целям деятельности, неоднократные для уклонения от общественного контроля, с иными признаками по Приказу Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок", уведомлять Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней в виде формализованных электронных сообщений, подписанных усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (Постановление Правительства №82 от 16.02.2005 г.« Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»).
При этом, важно помнить, что закон устанавливает перечень «иных лиц» - субъектов 115-ФЗ в ст. 7.1 закона не в отношении всех и каждой организации, оказывающих бухгалтерские или юридические услуги, а лишь в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению (агентирование по типу поручения) своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Если бухгалтерская организация не управляет расчетным счетом клиента и не осуществляет по поручению клиента указанных операций с денежными средствами или иным имуществом, то на нее не распространяются обязанности, установленные ст. 7.1 закона.
Поэтому позицию об автоматическом включении бухгалтерских компаний по кодам видов деятельности: 69.20 «Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию», 69.10 «Деятельность в области права», в число «обязанных иных лиц» по 115-ФЗ, считаю не соответствующей закону.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна, генеральный директор ООО «АКП Маминой», аттестованный аудитор с единым аттестатом (профессиональный стаж – 26 лет), член СРО РСА, налоговый консультант, ДипИФР (рус), IFA, ДипНРФ АССА, председатель Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП, эксперт по проведению независимой оценки квалификации АНО ЦОК «Евразийский институт СФР», аттестованный преподаватель ИПБ России, автор более 60 эксклюзивных семинаров по бухгалтерской, налоговой и правовой тематике (более 1000 проведенных семинаров, преподавательский стаж – 12 лет), бизнес-тренер MBA.

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Новые налоговые льготы, внесенные тремя законами:  № 77-ОЗ от 23.07.2020 ...