четверг, 28 января 2021 г.

2020 год и удаленка подтолкнули многие компании к переходу на ЭДО. Однако у части предпринимателей остаются вопросы: насколько удобен электронный документооборот и всем ли он подходит.

                                       

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот?

В конце 2020 года, а именно 25.12.2020 г. была утверждена концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности в РФ, которой предусмотрен поэтапный переход к юридически значимому электронному документообороту во всех сферах:

- В2G (бизнес – госорганы),

- B2B (бизнес – бизнес),

- B2C (бизнес – потребитель),

- G2C (государство – граждане),

а также для внутренних бизнес-процессов компаний.

Драйвером внедрения ЭДО определены электронные счета-фактуры (сейчас -  9% от общего их числа) и документы по государственным закупкам.

При этом имеются факторы, препятствующие внедрению ЭДО, например, множественность регуляторов различных сфер бизнеса, недостаток и дороговизна программных решений, др.

Для государства внедрение ЭДО влечет положительный эффект, в том числе повышение эффективности налогового контроля и государственного управления.

Форсирование процесса внедрения ЭДО проявилось в конце прошлого года, когда, например, был принят Федеральный закон 371-ФЗ от 09.11.2020 г., который дал старт введению с 01.07.2021 г. системы налоговой прослеживаемости импортных товаров – от момента таможенной очистки до их конечного потребления, включая все этапы перепродаж на территории РФ. По этим операциям вводится обязательное оформление электронных счетов-фактур взамен бумажных. Ожидается, что до конца 2024 г. в электронном формате будут обращаться до 95% счетов-фактур.

Еще одним примером ускорения перехода на ЭДО является принятое также в конце 2020 г. Постановление Правительства № 2200 от 21.12.2020 г., которым заложены основы перевода транспортных документов по автоперевозкам в электронный вид. Пока разрешен выбор способа оформления транспортных документов – в электронном либо бумажном формате по согласованию сторон договора перевозки.

Постановлением введены новые базовые правила, по которым все электронные перевозочные документы будут регистрироваться в специальной информационной системе, эксплуатировать которую будет оператор, определенный Правительством. Все участники информационного взаимодействия должны будут заключить договоры с этим оператором, что наверняка приведет к новым издержкам перевозчиков дополнительно к «Платону». Все электронные перевозочные документы необходимо будет подписывать исключительно усиленной ЭЦП. Заинтересованные министерства и ведомства РФ смогут получать документы и сведения о всех перевозках напрямую из единой информационной системы. Эти нововведения серьезно реформируют: укрупнят и «обелят» отрасль автоперевозок. Планируется, что до конца 2024 г. в электронную форму будет переведено до 70% транспортных накладных.

Интересно, что в интервью газете «Коммерсант» № 213 от 20.11.2020 г. глава ФНС РФ Егоров Д. рассказал о проектах службы собрать все данные бизнеса в электронном виде, необходимые для непрерывного налогового контроля, а также забрать у предпринимательских субъектов функцию по расчету налогов. Чиновником были озвучены идеи использования самых современных IT-технологий для сбора и обработки сверх-огромного массива данных, в частности, блокчейн-платформ, а также перехода в недалеком будущем всего бизнеса – от крупного до малого на текущий онлайн налоговый контроль. Для этого разрабатываются новые налоговые режимы – снижаются количественные критерии по налоговому мониторингу, разрабатывается специальный налоговый режим на базе использования онлайн-касс для ритейла, обсуждаются нововведения по автоматическому расчету налогов инспекторами для среднего и малого бизнеса.

В интервью звучат смелые предложения о полной трансформации бизнеса после введения такого цифрового контроля государства, в частности о том, что не нужна будет бухгалтерия, управление кадрами и даже руководство компанией будет устроено совсем по-иному. Я не соглашусь с такими безапелляционными суждениями – пока мы видим только рост работы у бухгалтерии, связанный с необходимостью ответов на возросшее количество требований налоговых органов и дополнительных поверок за документами поставщиков после перехода на систему АСК-НДС 2 по контролю за счетами-фактурами.

Не меньшие новые трудозатраты бухгалтерской службы мы ожидаем в 2021 г. после запуска системы прослеживаемости импортных товаров. Отчетов все больше, почему бухгалтеров должно быть меньше?

По крайней мере уже сейчас следует признать очевидное - ЭДО становится неотъемлемой частью налоговой сферы и проводником перехода на электронное взаимодействие во всех отраслях нашей жизни.


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ НА ДЕЛОВОМ КВАРТАЛЕ: https://ekb.dk.ru/news/237146577


НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Новые налоговые льготы, внесенные тремя законами:  № 77-ОЗ от 23.07.2020 ...