«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот?
В конце 2020 года, а именно
25.12.2020 г. была утверждена концепция развития электронного документооборота
в хозяйственной деятельности в РФ, которой предусмотрен поэтапный переход к
юридически значимому электронному документообороту во всех сферах:
- В2G
(бизнес – госорганы),
- B2B (бизнес – бизнес),
- B2C (бизнес – потребитель),
- G2C (государство – граждане),
а также для внутренних бизнес-процессов компаний.
Драйвером внедрения ЭДО определены
электронные счета-фактуры (сейчас - 9%
от общего их числа) и документы по государственным закупкам.
При этом имеются факторы,
препятствующие внедрению ЭДО, например, множественность регуляторов различных
сфер бизнеса, недостаток и дороговизна программных решений, др.
Для государства внедрение ЭДО влечет
положительный эффект, в том числе повышение эффективности налогового контроля и
государственного управления.
Форсирование процесса внедрения ЭДО
проявилось в конце прошлого года, когда, например, был принят Федеральный закон
371-ФЗ от 09.11.2020 г., который дал старт введению с 01.07.2021 г. системы
налоговой прослеживаемости импортных товаров – от момента таможенной очистки до
их конечного потребления, включая все этапы перепродаж на территории РФ. По
этим операциям вводится обязательное оформление электронных счетов-фактур
взамен бумажных. Ожидается, что до конца 2024 г. в электронном формате будут
обращаться до 95% счетов-фактур.
Еще одним примером ускорения
перехода на ЭДО является принятое также в конце 2020 г. Постановление
Правительства № 2200 от 21.12.2020 г., которым заложены основы перевода
транспортных документов по автоперевозкам в электронный вид. Пока разрешен
выбор способа оформления транспортных документов – в электронном либо бумажном
формате по согласованию сторон договора перевозки.
Постановлением введены новые
базовые правила, по которым все электронные перевозочные документы будут
регистрироваться в специальной информационной системе, эксплуатировать которую
будет оператор, определенный Правительством. Все участники информационного
взаимодействия должны будут заключить договоры с этим оператором, что наверняка
приведет к новым издержкам перевозчиков дополнительно к «Платону». Все
электронные перевозочные документы необходимо будет подписывать исключительно
усиленной ЭЦП. Заинтересованные министерства и ведомства РФ смогут получать
документы и сведения о всех перевозках напрямую из единой информационной
системы. Эти нововведения серьезно реформируют: укрупнят и «обелят» отрасль
автоперевозок. Планируется, что до конца 2024 г. в электронную форму будет
переведено до 70% транспортных накладных.
Интересно, что в интервью газете
«Коммерсант» № 213 от 20.11.2020 г. глава ФНС РФ Егоров Д. рассказал о проектах
службы собрать все данные бизнеса в электронном виде, необходимые для непрерывного
налогового контроля, а также забрать у предпринимательских субъектов функцию по
расчету налогов. Чиновником были озвучены идеи использования самых современных IT-технологий для сбора и обработки сверх-огромного
массива данных, в частности, блокчейн-платформ, а также перехода в недалеком
будущем всего бизнеса – от крупного до малого на текущий онлайн налоговый
контроль. Для этого разрабатываются новые налоговые режимы – снижаются
количественные критерии по налоговому мониторингу, разрабатывается специальный
налоговый режим на базе использования онлайн-касс для ритейла, обсуждаются
нововведения по автоматическому расчету налогов инспекторами для среднего и
малого бизнеса.
В интервью звучат смелые
предложения о полной трансформации бизнеса после введения такого цифрового
контроля государства, в частности о том, что не нужна будет бухгалтерия,
управление кадрами и даже руководство компанией будет устроено совсем по-иному.
Я не соглашусь с такими безапелляционными суждениями – пока мы видим только рост
работы у бухгалтерии, связанный с необходимостью ответов на возросшее
количество требований налоговых органов и дополнительных поверок за документами
поставщиков после перехода на систему АСК-НДС 2 по контролю за счетами-фактурами.
Не меньшие новые трудозатраты
бухгалтерской службы мы ожидаем в 2021 г. после запуска системы
прослеживаемости импортных товаров. Отчетов все больше, почему бухгалтеров
должно быть меньше?
По крайней мере уже сейчас следует признать очевидное - ЭДО становится неотъемлемой частью налоговой сферы и проводником перехода на электронное взаимодействие во всех отраслях нашей жизни.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ НА ДЕЛОВОМ КВАРТАЛЕ: https://ekb.dk.ru/news/237146577
Комментариев нет:
Отправить комментарий