среда, 6 сентября 2017 г.

Комментарий эксперта. Ирина Мамина. «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ. Персональные данные в 54-ФЗ»


54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ.

Персональные данные в 54-ФЗ.
Основные тезисы презентации И.Л.Маминой  и итоги конгресса 20.07.2017 г. в г.Москва «54-ФЗ: первые итоги реформы. Методология, технология и практика применения ККТ» (сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ).

Законодательство о персональных данных (Федеральный закон №152-ФЗ от 27.07.2006 г.) относит к персональным данным: ФИО, адрес, телефон, электронный адрес, другие данные физического лица. Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершенных с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передача, …  и др. (ст. 3 закона №152-ФЗ).
Указанные действия требуют согласия от физических лиц, которое должно быть оформлено в письменном виде. Минкомсвязи РФ в своем письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснило, что  сведения в составе  кассового чека относятся к персональным данным и на них распространяется регулирование закона о персональных данных.
Кроме того, существует угроза признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных (ст.22 закона 152-ФЗ), что потребует от них  дополнительно: уведомления Роскомнадзора в установленной форме о намерении осуществлять обработку персональных данных до начала совершения действий по передаче кассовых чеков, включения в специальный реестр операторов и соблюдения иных обязанностей согласно гл. 4 закона №152-ФЗ, например, создания и публикации документа «политика в отношении персональных данных». За несоблюдение предусмотрены многочисленные административные штрафы – ст. 19.7, 13.11 КоАП РФ.
Пользователи ККТ не должны нарушать один закон, чтобы исполнить другой, а также не должны быть автоматически обременены дополнительными многочисленными обязанностями, установленными одним законом в целях соблюдения другого.
Налоговые органы, не оспаривая факт наличия персональных данных в кассовых чеках, их сбор, хранение, передачу, а также риски бизнеса за нарушение 152-ФЗ (до 75 тыс. руб. за нарушение законодательства о персональных данных), тем не менее,  предлагают пользователям касс по этому вопросу обращаться с письменными запросами к уполномоченному органу – Роскомнадзору и решать проблемы своими силами.

Предложения:
Очевидно, что ФНС РФ и Роскомнадзор могут урегулировать проблему в рамках межведомственного взаимодействия, а в дальнейшем внести изменения в 54-ФЗ, исключающие требования законодательства о персональных данных при исполнении положений законодательства о ККТ.

Продолжение следует...
Приглашаем принять участие в конференции 27.09.2017 года (г. Екатеринбург): 
«54-ФЗ: практика применения контрольно-кассовой техники —
первые итоги реформы» (перейти по ссылке).