Бизнес-сообщество и общественные организации назвали
семь проблем по итогам практики внедрения онлайн-касс, которые необходимо
решить уже в ближайшее время.
Отладка и внедрение новых онлайн-касс состоялась, и
первые практики требуют обсуждения некоторых итогов. В связи с этим
бизнес-сообщество Екатеринбурга, представители общественных организаций и
региональных налоговых органов провели в конце сентября совместную конференцию
комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской
ТПП на тему «54-ФЗ: практика применения контрольно-кассовой техники – первые
итоги реформы». Ее итогами стали предложения, которые в ближайшее время будут
объединены в единый документ и переданы на рассмотрение в государственные
органы.
Во-первых,
требование отдельной
кассы для безналичных расчетов.
Существует ошибочное мнение, что обязанность использования
кассовых аппаратов при электронных средствах платежа относится исключительно к
интернет-магазинам. Это не так. Любые безналичные расчеты с применением
современных электронных платежей, например, мобильные банки, онлайн-платежи,
интернет-банки требуют использования онлайн-касс с 01.07.2018 года.
При этом законом установлено требование об использовании
отдельной кассы в дополнение к существующим онлайн-кассам. Это потребует
дополнительных затрат от предпринимателей и удвоит расходы на переоснащение
кассовых аппаратов.
Требование закона, которое начнет применяться с 01.07.2018 г. об
использовании ККТ в случаях безналичных расчетов через электронные средства
платежа, избыточно и обременительно для бизнеса. Безналичные расчеты через
банки на расчетный счет организаций или предпринимателей абсолютно прозрачны,
легко администрируются налоговыми органами и не требуют повторного дублирования
через кассу.
В большинстве случаев невозможно сформировать все обязательные
реквизиты кассового чека при безналичном расчете ввиду объективного отсутствия
необходимой информации в момент расчета.
Поэтому следует признать, что бизнес не готов к переходу на онлайн-кассы
при безналичных расчетах с 01.07.2018 года.
Подводя итоги обсуждения, участники конференции сделали вывод об экономической нецелесообразности
применения ККТ при безналичных ЭСП (за исключением расчетов платежными
банковскими картами и расчетов в интернет-магазине), когда денежные
средства перечисляются физическим лицом непосредственно на расчетный счет
организации (ИП).
Во-вторых, волнение вызывают вопросы нестыковки законодательства о персональных данных и закона о
ККТ.
Исполняя закон о ККТ, пользователи касс по факту
сообщают, хранят и передают персональную информацию пользователей, к которой
относятся электронные адреса или номера мобильных телефонов, на которые должен
быть отправлен кассовый чек в электронной форме, и другие сведения, связанные с
покупкой граждан.
Практика показывает, что претензии от покупателей,
связанные с разглашением персональных данных уже начались.
Пользователи касс не должны нарушать один закон (о
персональных данных), в целях соблюдения кассового закона.
Риски ответственности бизнеса велики и составляют до 75 тыс. руб. за каждое
нарушение законодательства о персональных данных.
Мнения участников конференции совпали в том, что ФНС РФ и Роскомнадзор могут урегулировать проблему в рамках
межведомственного взаимодействия и
предоставить разъяснения бизнесу об отсутствии ответственности по законодательству
о персональных данных при исполнении требований кассового законодательства. В
дальнейшем необходимо внести изменения в 54-ФЗ, исключающие требования
законодательства о персональных данных при исполнении положений
законодательства о ККТ.
В-третьих, следует
назвать проблему дополнительных
обязательных реквизитов кассового чека сверх закона.
Кассовым законом установлен закрытый перечень сведений,
необходимых для формирования кассового чека. Однако подзаконным нормативным
актом – приказом ФНС РФ и МФ РФ в 2017 году, перечень реквизитов кассового чека
был существенно расширен. К числу таких дополнительных, но при этом
обязательных реквизитов относятся: имя и ИНН кассира (в законе только фамилия),
способ расчета, предмет расчета и др.
Мы считаем, что
необходимо привести перечень реквизитов в соответствии с законом, исключив избыточные
сведения. Нужно предотвратить превращение кассового чека из документа по
расчетам в мгновенный «квази – универсальный и учетный документ», включающий
многочисленные сведения, недоступные кассиру: состояние расчетов с покупателем
(например, в оптовой торговле, в сфере услуг, др.), применяемые пользователем
касс режимы налогообложения и разные налоговые ставки (10%, 18%, без НДС).
Есть мнение чиновников о том, что указанные требования кассового
закона «не работают в отдельных специфических продажах». Однако в действительности
положения нового кассового закона могут быть реализованы с минимальными
проблемами лишь в сфере розничной торговли, а во всех остальных отраслях,
например, в оптовой торговле, сфере услуг и других неисполнимы.
В-четвертых, проблема отражения
НДС в кассовом чеке. Интересно, что кассовый чек не является документом в целях расчета НДС. Для этого существует
счет-фактура. Поэтому необходимо исключить реквизит «НДС» из кассового чека, т.к.
вычеты и начисления НДС регулируются положениями гл. 21 НК РФ и
счетами-фактурами, а не документами об оплате.
В-пятых, не менее острая
проблема – это вопросы настройки онлайн-касс. Пользователи касс на практике
оказались лишены времени на настройку и внедрение онлайн-касс, доработку
необходимых выгрузок из бухгалтерских программ в ККТ. Видимо предполагалось,
что купив новую кассу, предприниматель мгновенно и без проблем начнет ее
использовать, не сталкиваясь ни с какими трудностями. Эти радужные ожидания
оказались далеки от действительности. Новые онлайн-кассы – это не просто другой
кассовый аппарат. Это другая технология фискальных расчетов, которая требует
глобального изменения практики всех видов бизнес-процессов в компании, зачастую
изменения учетной системы, складской программы, переобучения персонала.
Очевидно, что за несколько часов и даже дней, это не сделать. Для многих
средних и крупных компаний для внедрения новых касс потребуются недели и
месяцы. Однако административным кодексом, я имею ввиду ст. 14.5 КоАП РФ,
предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 000 рублей за
любые нарушения порядка использования новых касс. Бизнесмены рискуют быть
оштрафованы за каждый кассовый чек с ошибками. При этом срок привлечения к
ответственности равен 1 году.
Это значит, что за проблемы внедрения и отладки новых касс компании
могут ответить и через полгода, и через 10 месяцев и т.д.
Крайне важно и необходимо
установить «каникулы» по неприменению штрафных санкций по ст. 14. 5 КоаП РФ за
нарушения законодательства в сфере ККТ, в т.ч. за ошибки в применении онлайн-касс
на весь период отладки ККТ по крайней мере до 31.12.2017 года. Это позволит пользователям касс осуществить
необходимые настройки и внедрение онлайн-касс в разумные сроки.
В-шестых,
предпринимателей волнует отсутствие реальных способов корректировки технических
ошибок, ошибок исполнителя в чеке, выявленных после закрытия смены. Закон прямо
устанавливает право на корректировку чека лишь до окончания смены.
Инициаторы
конференции предлагают выработать и закрепить в законе либо в подзаконном
нормативном акте порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов
кассового чека, в т.ч.
выявленных позднее дня их совершения через текущий чек корректировки.
В-седьмых, при действующем кассовом
законе не решены проблемы, связанные с поломкой ККТ.
Не действует
порядок замены кассового аппарата при поломке онлайн-кассы. Получается, что
бизнес-деятельность должна немедленно «замереть» до момента устранения поломки,
в противном случае налогоплательщика ожидают значительные суммы штрафов по
ст. 14.5. КоАП РФ за неприменение ККТ (до 100% от суммы выручки, но не менее
чем 30 тыс. руб., при повторности – дисквалификация должностного лица либо
приостановление деятельности до 90 суток).
Предлагается выработать и закрепить в законе либо в подзаконном нормативном
акте порядок замены ККТ при поломке, аварии и освобождение пользователя касс от
административной ответственности в этом случае. Необходимо предусмотреть
механизм возобновления работы пользователя касс, например, с использованием
«заменной кассы».
Это далеко
не полный перечень вопросов, с которыми сталкивается бизнес при внедрении новых
касс. Мы назвали лишь 7 первоочередных проблем, которые требуют решения. Если не решить их максимально
быстро, бизнес вынужден будет оспаривать штрафы в суде, доказывая отсутствие
вины и апеллируя к нестыковкам закона.
В конечном
итоге, дополнительные финансовые обременения и риски бизнес включит в цену
товара и за все заплатит покупатель.
Однако все
названные вопросы имеют очевидные решения, предлагаемые нами, которые снизят
трудности внедрения кассовой реформы.
Итоговые
предложения, представленные Комиссией по
бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП и
поддержанные участниками конференции, мы объединили в единый документ и
планируем передать его на рассмотрение в государственные органы. Реформа началась и ее развитие неизбежно,
мы заинтересованы сделать все возможное, чтобы она прошла успешно и не стала
тормозом для бизнеса.
№ 03 (03) сентябрь,
2017 г.