вторник, 13 марта 2018 г.

Кто за все ответит? Субсидиарная ответственность

Разъяснения по поводу все чаще применяемого инструмента взыскания долгов и ущерба с физических лиц для журнала «Бизнес и Люди» дает председатель Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской торгово-промышленной палаты и Генеральный директор ООО «АКП Маминой» Ирина Леонидовна Мамина.

Сегодня предпринимателей все чаще стали пугать так называемой субсидиарной ответственностью. Что это за ответственность и надо ли ее бояться?
- Давайте по порядку разберемся с понятием «субсидиарная ответственность» и определим, кто может быть к ней привлечен.
Субсидиарная ответственность – это имущественная ответственность руководителя, собственника, а также иного физического лица, юридически не связанного с обществом, но фактически управляющего или осуществляющего управление им, по долгам компании, в том числе,  по налоговым.
Пример из жизни. Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего, а также с требованием о возмещении последним убытков в размере 1 389 065 179 рублей 80 копеек (дело А60-52059/2011). Вдумайтесь в цифру! Итог этого дела известен – конкурсного управляющего привлекли к субсидиарной ответственности, незначительно снизив сумму убытков.
К сожалению, среди предпринимателей бытует расхожее мнение, что «субсидиарка», как ее окрестили в народе, это что-то далекое, не связанное с действительностью и вряд ли коснется их самих. Но если обратиться к судебной практике, то сегодня количество случаев привлечения к субсидиарной ответственности собственников, руководителей и иных физических лиц, неуклонно растет. Это ремарка для тех, кто не знает или не боится.
Еще одна иллюстрация– свежее Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 года, которым на обращения бывшего бухгалтера (кстати, из Свердловской области), работавшего в компании по договору гражданско-правового характера, и двух директоров организаций, обвиненных в уклонении от уплаты налогов и привлеченных к субсидиарной ответственности, подтверждена правомерность взыскания ущерба по налогам с физических лиц по искам налоговых органов. При этом должна быть доказана вина контролирующих компанию лиц в судебном порядке.

Существуют ли инструменты защиты от субсидиарной ответственности?
- Прежде всего – это добросовестное ведение бизнеса, бережное отношение к документам, подтверждающим любую операционную деятельность компании, ну и конечно безупречная бухгалтерская отчетность.
Иные действия, когда, например, компания перестает сдавать отчетность, назначает руководителем «номинала» или переходит на налоговый учет в удаленный регион, НЕ РАБОТАЮТ! В качестве примера – дело скандальной екатеринбургской строительной компании «ВВК», где генеральный директор, по данным следствия, является конечным бенефициаром одной из «фирм-однодневок», куда путем реорганизации вошло ООО «ВВК», и которая находится в Смоленске. Под эгидой этой компании сосредоточено более 100 компаний, задолженность каждой из которых достигает 150 млн рублей. Путем простой арифметики можно понять, о каких суммах идет речь. В этом случае, наряду с имущественной ответственностью, возникают перспективы и уголовной ответственности.

- Ирина Леонидовна, можете пояснить, как «вычисляют нужного человека», если он не замечен в оперативном управлении, но по факту его осуществляет?
Для начала фигурирующего в учредительных документах номинального директора «выводят на чистую воду», то есть устанавливают его реальный статус в компании. Есть много способов, начиная с анализа банковских выписок бенефициара или руководителя на соответствие доходов и расходов (например, высокий доход от сделок, которые совершает компания, предполагает и соответствующие доходы руководства) до изучения опыта и уровня образования, исследования открытых источников информации: интернет, реклама, пресса, соцсети. Установив факт номинальности, далее выявляется круг доверенных лиц, на которых оформляется имущество, переводятся активы, используются схемы по выводу денежных средств, и которые опосредованно могут быть связаны между собой.

Субсидиарная ответственность главного бухгалтера – это реальность?
- Более чем. 29 июля 2017 года вступили в силу новые нормы Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), которые существенно расширили круг лиц и основания привлечения к субсидиарной ответственности. Попали в этот список и главные бухгалтеры, и финансовые директора, и руководители юридической службы, и все те, кто имеет возможность определять действия компании-должника.
К примеру, компании срочно нужны заемные средства и руководство решает обратиться в банк. Перед главным бухгалтером или финансовым директором, на которого возложены функции ведения учета и составления отчетности, поставлена задача подготовить «хорошую» бухгалтерскую отчетность, потому как именно на нее ориентируется аналитический отдел банка и делает выводы о платежеспособности потенциального заемщика. Главный бухгалтер понимает – денег не хватит, но кредит очень нужен, поэтому, как вариант, «рисуются» несуществующие показатели баланса в составе активов. По сути, главный бухгалтер, «рисуя» отчетность, искусственно завышает активы, что может затруднить формирование и реализацию конкурсной массы при возможном банкротстве компании. Для суда – это железный аргумент для привлечения главного бухгалтера к субсидиарной ответственности.
И в заключении, чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, отмечу, что для привлечения к ответственности лиц, отвечающих за ведение учета и составление отчетности, необходимо доказать, что эти лица находились в статусе контролирующих компанию-должника.

Статья опубликована в журнале "БИЗНЕС И ЛЮДИ"

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ AUDITPART.RU


Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Новые налоговые льготы, внесенные тремя законами:  № 77-ОЗ от 23.07.2020 ...