вторник, 3 сентября 2019 г.


РЕЗОЛЮЦИЯ

инициативной дискуссии по проблемам в сфере
введения системы маркировки продукции



г. Москва                                                                                               23  июля  2019 года

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась инициативная дискуссия по проблемам в сфере введения системы маркировки продукции.

В мероприятии приняли участие представители Минпромторга России, Центра развития перспективных технологий, региональных и муниципальных торгово-промышленных палат (в режиме видеоконференцсвязи было более 100 палат), объединений предпринимателей, предпринимательского сообщества из различных сфер и направлений деятельности.

Поддерживая в целом необходимость введения в отдельных отраслях системы маркировки отечественной продукции для защиты российского рынка и потребителей от контрафакта, представители малых и средних производственных компаний из различных сфер и отраслей деятельности, тем не менее, в рамках своих выступлений выразили серьезную обеспокоенность текущей ситуацией и запланированными сроками реализации проекта, включая переходный период. Предприниматели заострили внимание на целом ряде как системных вопросов, так и проблем технического характера:

- недостаточный объем актуальной и достоверной информации из доступных источников, в т.ч. от МСП, уже получивших практический опыт маркировки продукции, приводит предпринимателей к непониманию происходящего в сфере маркировки продукции, существующих проблемах, предлагаемых решениях, необходимых шагах и действиях, перспективах развития системы маркировки;
- с точки зрения участников дискуссии, обязательность и целесообразность маркировки недостаточно обоснована для большинства товаров, включенных в перечень маркируемых товаров, поскольку в этих товарных группах проблема незаконного оборота продукции не актуальна (например, в шинной отрасли – Калужская область; в сфере производства обуви (тапочки, индивидуальный пошив) – Тверская область, Краснодарский край).

Мнение Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики: для ИП и небольших ателье, специализирующихся на индивидуальном пошиве обуви и одежды, расходы на маркировку продукции могут оказаться критичными с точки зрения существования их бизнеса.
Так, например, стоимость китайского лазерного оборудования для нанесения маркировки на внутреннюю часть обуви из кожи начинается от 100 000 рублей, а программное обеспечение от "Контура" требует финансовых средств не только для покупки этого ПО, но и мощного компьютера (во многих ателье компьютеров просто нет).

- уже действующая система маркировки меховых изделий – по мнению отраслевых субъектов МСП (Кировская область, Вологодская область, Ставропольский край, Курская область, Тверская область) – не оказала существенного влияния на рынок в части снижения объемов контрафактной и контрабандной продукции, ввозимой из других стран.

Наоборот, она дала возможность недобросовестным производителям легализовать свою продукцию, поскольку наличие на ней контрольного идентификационного знака (КИЗа) вводит в заблуждение потребителей, считающих этот товар соответствующим всем требованиям законодательства.

Мнение производителя обуви из Челябинской области: маркировка обуви, как и маркировка меховых изделий, не решит проблем по защите российского рынка от теневого импорта в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрены меры надлежащего выявления и жесткого пресечения при ввозе контрафактной и контрабандной продукции на территорию России. Нелегальная продукция, изготовленная из химически вредных материалов, наносит огромный вред здоровью граждан, особенно детей.

В связи с этим, всем заинтересованным сторонам предлагается рассмотреть возможность принятия соответствующих решений и реализации следующих действий:
- ввести уголовное наказание за незаконный оборот, производство и ввоз нелегальной продукции;
- разработать законодательные и нормативные акты, ужесточающие требования к ввозу товаров в Россию и регламентирующие работу контрольно-надзорных органов по проверке и изъятию нелегального товара в момент пересечения границы с Россией и при обнаружении нелегального товара на территории России;
- внести изменения в действующее законодательство и восстановить таможенный контроль на границе с Казахстаном, изымать всю нелегальную продукцию и уничтожать ее;
- срочно организовать систему контроля всех поступающих товаров легкой промышленности на наличие химически вредных материалов и формальдегидов, наличие сертификатов соответствия, проверку их подлинности. Подобные проверки смогут отсечь до 80% контрабанды до изменения законодательства и восстановления таможенного контроля;
- организовать системы контроля и выявления товаров с химически вредными компонентами в местах их реализации;
- внедрить в стране аналог европейской системы REACH;
- наладить оперативное реагирование правоохранительных и надзорных органов на сигналы граждан , производственных и торговых предприятий о фактах оборота контрафактной и фальсифицированной продукции, в т.ч. сигналы, поступающие через систему маркировки и прослеживаемости товаров;
- выявлять каналы сбыта и места продажи контрабандной продукции, прекращать их работу с конфискацией и уничтожением товара;
- снизить до 20 евро порог беспошлинного ввоза товаров легкой промышленности по всем каналам ввоза: почтовым пересылкам, наземному, воздушному и морскому транспорту;
- усилить работу по информированию общества и бизнеса о фактах оборота незаконной продукции, а вреде фальсификата, о проводимой работе по его выявлению, изъятию и уничтожению.
- в настоящее время многие представители меховой отрасли из числа МСП, испытывая проблемы со сбытом продукции, уже столкнулись с необходимостью сокращения ассортимента выпускаемой продукции, отмены инвестиционных планов и проектов, уменьшения количества рабочих мест, снижения рентабельности бизнеса, что ставит их на грань банкротства или закрытия (по данным Роспотребнадзора по Вологодской области, например, в 2017 году меховыми изделиями торговало более 70 организаций, а к концу 2018 года их осталось около 20).
- маркировка товаров требует существенных временных затрат и материально-технических ресурсов для подготовки МСП к работе по новым требованиям (Кировская область, Вологодская область, город Санкт-Петербург), приобретения дополнительного оборудования и программного обеспечения, приведения в соответствие собственных учетных и складских систем, обучения сотрудников, налаживания должного взаимодействия по всей цепочке поставок, что неизбежно приводит к удорожанию выпускаемой продукции (например, в молочной промышленности удорожание в процессе производства единицы продукции на 1 рубль приводит к повышению ее цены минимум на 2% в каждом звене сбытовой цепочки – Калужская область, город Санкт-Петербург)).

Практический пример затрат малого предприятия, изготавливающего меховые изделия из овчины (Вологодская область):
- договор с АО «Госзнак» на изготовление контрольных идентификационных знаков (КИЗ), стоимость одного КИЗ – 20 руб.;
- вступительный взнос в Ассоциацию автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" (для получения уникального номера на свой товар) - 25 000 руб. за первый год;
- членство в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» – 15 000 рублей в год;
- оборудование для записи КИЗ (ERFID считыватель) – мин. 30 000 руб. за штуку, а надо несколько штук;
- программное обеспечение для оборудования на 1 год – 20 000 руб.;
- сертификация продукции с протоколом испытания – 20 000 руб.;
- отдельный сотрудник для работы по этому направлению;
- необходимость перепрошивки онлайн-кассы или приобретения нового аппарата для указания с 01.07.2019 года в кассовом чеке и бланке строгой отчетности дополнительного реквизита - кода идентификации товара;
- необходимость приобретения более мощного компьютера.
В итоге на предприятии был сокращен штат сотрудников в связи с падением объемов производства и продаж, минимизирован ассортимент выпускаемой продукции и отложены планы выпуска новой продукции;

- маркировка продукции неизбежно приводит сокращению ассортимента в торговле, разрыву налаженных производственно-сбытовых цепочек (многие микро и малые торговые компании уже отказываются брать немаркированную продукцию), снижению рентабельности бизнеса, сокращению рабочих мест, а также закрытию отдельных микро и малых предприятий.

Практический пример небольшого обувного предприятия (Тверская область), производящего только комнатные тапочки (около 100 моделей, которые подразделяются по конструктивным особенностям, расцветкам и размерам): тапочки не являются заказным или дефицитным товаром и предприятие производит их для продажи, храня непроданную продукцию на складе. Некоторые модели находятся на складе от полугода и более – в зависимости от сезона.
Практически 80% покупателей продукции предприятия это магазины неспециализированной торговли, детские магазины, магазины райпотребсоюза, универмаги, ИП, торгующие в маленьких магазинах и на рынках неспециализированным товаром, текстилем и тапочками. Они даже и не догадываются о том, что благодаря наличию у них в ассортименте хотя бы одной пары тапочек, они становятся «участниками оборота обувных товаров» и поэтому должны пройти соответствующую регистрацию, купить оборудование и программное обеспечение и т.д.
По результатам проведенного предприятием опроса покупателей выяснилось, что все они планируют продавать подобный товар до получения штрафных санкций, а потом просто откажутся от такого ассортимента! А оптовые базы, являющиеся посредниками при продаже продукции предприятия более мелким потребителям, уже столкнулись с тотальным спадом продаж на сопутствующие товары.

- проект по введению системы маркировки продукции в тестовом режиме тестируется на крупных предприятиях, финансовое состояние которых несопоставимо с ситуацией в микро, малом и среднем бизнесе – при одинаковом объеме затрат на внедрение системы маркировки, нагрузка на бизнес разная.
Поэтому для них дополнительная финансовая нагрузка, связанная с маркировкой продукции, проходит безболезненно, а для малого и среднего бизнеса является критичной с точки зрения даже не развития, а простого выживания.

Практический пример небольшого обувного предприятия (Тверская область), производящего только комнатные тапочки (около 100 моделей, которые подразделяются по конструктивным особенностям, расцветкам и размерам): тапочки не являются брендовым или подделываем товаром, цена их продажи начинается от 30 – 50 рублей, рентабельность крайне мала, а цена маркировки приближается к цене изделия.
Чтобы окупить все расходы, связанные с маркировкой, предприятию необходимо либо поднимать цены на свою продукцию как минимум в два раза или же сохранить существующий уровень цен из-за конкуренции и несколько лет работать с убытком.
- небольшие компании, торгующие маркированными товарами, высказывают серьезную озабоченность тем, что им придется переходить с патента и Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) на другой налоговый режим – общую или упрощенную систему налогообложения, что совсем невыгодно для них.
Это может привести к росту финансовой нагрузки на них, последующему разорению и закрытию микро и малых компаний бизнеса, резкому повышению уровня безработицы, социальным волнениям.
Кроме того, есть определенные противоречия в действующем законодательстве, которые необходимо незамедлительно решать (Тверская область, Челябинская область, город Сочи): например, что делать ИП без работников, находящимся на ЕНВД, которые уже закупили с 1 июля 2019 года и применяют онлайн-кассы, торгуя без номенклатуры в соответствии с действующим законодательством до 2021 года?
Ведь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 №860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" торговля обувными товарам уже с марта 2020 года должна осуществляться с кодами и соответственно с номенклатурой.
- введение системы маркировки продукции приводит торговые предприятия к необходимости работы в нескольких государственных информационных сетях (ГИС) одновременно – сейчас для каждого товарного сегмента применяются свои ГИС, которые не связаны между собой и используют разный набор технологий.
Так, например, типичный магазин в формате «у дома» должен подключиться к трем разным системам, не считая онлайн-касс: ЕГАИС - для продажи алкоголя, «Меркурию» - для обмена ветеринарными сертификатами с поставщиками и системе маркировки табака - для продажи сигарет.
Такой подход приводит к дополнительным затратам со стороны бизнеса и возникновению проблем при учете движения товаров по всей цепочке поставок, составлении и предоставлении отчетности (город Санкт-Петербург);
- многие участники обсуждения обращают внимание на нестабильную работу системы, невозможность исправлять ошибки, допущенные при занесении товаров в систему, а также значительные временные задержки при взаимодействии с Центром развития перспективных технологий, большая очередность при регистрации в системе «Честный знак», серьезные задержки с обратной связью.
В дополнение ко всему, периодичность и частота обновления программного обеспечения компании 1С отстают от обновлений программного обеспечения по маркировке, что приводит к сбоям в работе компаний при отгрузке продукции;
- производителей из числа МСП, продукция которых производится другими заводами за рубежом (например, шины – Калужская область), волнует вопрос условий и порядка применения процедуры маркировки к товарам иностранных производителей, которые не являются налоговыми резидентами РФ (импортная продукция, которая будет ввозиться в РФ в декабре 2019 года, производится уже сейчас – как ее маркировать?).

Предложения компании, производящей шины (Калужская область): в случае изготовления продукции за рубежом другими заводами предлагается разрешить маркировку товара на складах компании – импортера до первой их продажи на территории Российской Федерации.
Также предлагается установить переходный период для товара, находящегося на складах как производителя, так и официальных дилеров в момент ввода обязательной маркировки, предусматривающий возможность продажи такой продукции без маркировки;
- в настоящее время в ТПП РФ поступает много системных вопросов от МСП, касающихся отдельных аспектов маркировки продукции, например (Саратовская область, Пермский край, город Севастополь, Тульская область, Краснодарский край, Курская область, Брянская область, Ивановская область, Республика Бурятия, Ставропольский край, город Санкт-Петербург, Вологодская область, Кировская область):
- нанесение кодов на продукцию, не имеющую упаковки;
- условия маркировки продукции, производимой и реализуемой по госзаказу;
- принцип присвоения кода для единицы однотипного товара, отличающегося дизайном, размерным рядом или иными характеристиками товара;
- распространяется ли обязанность по маркировке товаров на ремесленные изделия, а также товары, выпускаемые малыми партиями или под индивидуальный заказ;
- условия маркировки продукции, реализуемой на экспорт или на внутреннем рынке в случае, когда условием сотрудничества с торговой сетью значится нераскрытие информации о производителе (например, ИКЕА);
- условия и процедура маркировки продукции, произведенной группой компаний;
- условия и процедура маркировки продукции, которая изготавливается по договорным отношениям, когда сертифицированный производитель – одно юридическое лицо, а изготовитель – другое юридическое лицо;
- условия возврата нераспроданной торговыми сетями немаркированной продукции на 01.12.2019 года;
- учет и маркировка возвращенного товара / продукции, например, обуви, в т.ч., по причине брака по истечении 14 дней. Такие обувные товары уже являются исключенными из оборота, соответственно оформление возврата поставщику либо списание таких товаров с организаций розничной торговли является невозможным в силу запрета оборота немаркированного товара.
Процедура введения товара в оборот после возврата потребителем по причине брака на данный момент также не раскрыта в нормативно-правовых актах;
- условия и сроки предоставления со стороны ЦРПТ кода маркировки по обращению производителя (это должно быть сделано максимально быстро – в идеале за 1 день);
- возможность изменения ситуации с применением конфискации товара за любое нарушение правил маркировки продукции в качестве санкции, даже если это связано с ошибками оформления и внесения данных в систему (предлагается изменить формулировку статьи 15.12 КОАП РФ с «штраф … с конфискацией предметов административного правонарушения» на «штраф … с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой»);
- какой орган исполнительной власти будет наказывать / штрафовать за ненадлежащее исполнение действий по маркировке;
- могут ли предприниматели ознакомиться с планом посекторального ввода системы маркировки – с какого времени и на какие группы товаров она будет распространяться;
- каким образом можно списать маркированный товар и легально вывести его из системы учета, в случае его использования в благотворительных целях;
- какова последовательность действий предпринимателя на период перехода на систему маркировки, в случае, если некоторые требования начинают действовать ранее, чем готовы все механизмы получения марок/ знаков;
- в какой орган исполнительной власти регионального и федерального уровня (адрес, ФИО, контакты) могут обращаться предприниматели, чтобы запросить и официально получить юридически значимую консультацию в письменном виде;
- особую обеспокоенность многих предпринимателей вызывает тот факт, что Центр развития перспективных технологий – как национальный оператор – становится единоличным владельцем уникальной маркетинговой информации
о том, где, сколько и по какой цене был реализован тот или иной товар любого участника рынка (спрос / сбыт / мониторинг рынка / покупатели / динамика цен и т.д.), которая может каким-нибудь образом стать доступной третьим лицам / конкурентам.
В целом, многие МСП - участники дискуссии - выразили серьезное сомнение в том, что введение системы маркировки продукции в существующем виде способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации – с их точки зрения, этот процесс скорее выгоден поставщикам оборудования и программного обеспечения, IT-услуг и Центра развития перспективных технологий.
Кроме того, предприниматели неоднократно подчеркнули тот факт, что введение системы маркировки может привести к разорению значительного количества микро и малых предприятий и соответствующему переделу рынка в пользу крупных компаний.


По итогам инициативной дискуссии участниками мероприятия приняты следующие предложения:
1. ТПП РФ обратиться с письмом на имя Силуанова А.Г., первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации, с предложением рассмотреть возможность отложить на 3 года сроки введения обязательной маркировки товаров народного потребления для МСП и проработать с использованием риск-ориентированного подхода вопрос целесообразности включения конкретных товаров в перечень маркируемых, качественно подготовив все соответствующие финансовые, технические и организационные аспекты;

2. ТПП РФ обратиться с письмом на имя Силуанова А.Г., первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации, и Орешкина М.С., Министра экономического развития Российской Федерации, с предложением предусмотреть специальные меры государственной поддержки для снижения финансовой нагрузки на субъекты МСП, связанной с приобретением необходимого оборудования и программного обеспечения для маркировки продукции, обучением персонала (субсидирование в полном объеме всех расходов, долгосрочные беспроцентные займы и т.д.) как в рамках действующих инструментов и механизмов, так и в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Также предлагается не вводить законодательных ограничений на использование МСП специальных налоговых режимов при торговле маркированной продукцией;

3. ТПП РФ обратиться с предложением в Минпромторг России о проведении в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №791-р от 28 апреля 2018 года системного анализа практических результатов введения системы маркировки продукции в меховой отрасли с опросом представителей не только действующих, но и закрывшихся за три последние года МСП (динамика количества предприятий за период с 2017 по 2019 год; затраты малых / средних / крупных предприятий на маркировку продукции; динамика объемов производства и объемов продаж; динамика ассортимента предприятий; динамика количества рабочих мест и т.д.) и представлении полученной информации с предложениями по устранению возникающих проблем для рассмотрения экспертным и бизнес-сообществом;

4
. ТПП РФ обратиться с предложением в Минпромторг России и Центр развития перспективных технологий о регулярном (начиная с августа 2019 года) проведении совместных информационных мероприятий на площадках торгово-промышленных палат в субъектах Российской Федерации с участием представителей Минпромторга России, ЦРПТ, налоговых органов, Роспотребнадзора и других заинтересованных сторон, включая предпринимателей из числа МСП, получивших практический опыт маркировки продукции;

5. ТПП РФ обратиться с предложением в Минпромторг России и Центр развития перспективных технологий о регулярном проведении на площадке ТПП РФ совещаний в режиме «вопрос – ответ» с обязательным участием представителей Минпромторга России, ЦРПТ, Роспотребнадзора, налоговых органов и других заинтересованных сторон, а также предприятий, имеющих практический опыт маркировки продукции. При этом представители МСП из всех регионов страны могут принимать участие в подобных совещаниях в режиме видеоконференции, а их итоги будут размещаться на сайтах торгово-промышленных палат в открытом доступе.

6. ТПП РФ обратиться с предложением в Минпромторг России и Центр развития перспективных технологий о создании на базе торгово-промышленных палата, действующих в субъектах Российской Федерации, и финансирования деятельности специализированных центров бесплатной помощи тем МСП, которые не имеют в своем штате необходимых IT специалистов, для оказания содействия в доработке и настройке программного обеспечения, онлайн-касс, принтеров, сканеров, терминалов, обучению сотрудников, технической поддержки и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Новые налоговые льготы, внесенные тремя законами:  № 77-ОЗ от 23.07.2020 ...